Многие мальчики и девочки, которые живут в детских домах, имеют проблемы со слухом. Из-за этого ребята могут медленнее развиваться и хуже говорить. А еще – о них складываются мифы, которые мешают им попасть в приемные семьи.
Мы решили разобраться, какие из этих мифов – совершенно не верны, а какие – верны лишь отчасти. Для этого мы поговорили с сурдологом Людмилой Санниковой.
Отчасти да. Без специального обучения речь глухого ребенка, действительно, не развивается. Но при организации обучения ребенок сможет овладеть речью на том или ином уровне.
Возможно, посторонним людям его речь будет казаться очень невнятной, а во взрослым возрасте он может и вовсе отказаться использовать устную речь.
Но слово «глухонемой» в принципе не подходит для описания людей с нарушением слуха, и является устаревшим.
Нет. Дети с нарушением слуха вырастают, учатся в колледжах и университетах, заводят семьи. Сообщество глухих очень большое, все люди там адаптированы к жизни, насколько это возможно.
Нет. Процесс чтения по губам сложный – чтобы этому научиться, нужно знать буквенный состав слов, понимать общий контекст беседы, собеседник должен говорить спокойно, четко, без сложных конструкций.
Дети, не владеющие языком, могут читать с губ только часто встречающиеся бытовые фразы.
Кохлеарная имплантация (КИ) — это гениальное изобретение, возвращающее возможность слышать огромному количеству детей и взрослых. Но это не панацея! О том, необходима ли и поможет ли вашему ребенку КИ, я бы советовала проконсультироваться у опытного именно в этом вопросе врача.